Предыдущая Следующая

"Имеют место и совсем нетрадиционные формы патриотического возрождения. В Казани; в Чебоксарах, в Подмосковье мы имеем слепую форму протеста молодежи против духовной "интервенции". Да, форма этого протеста близка заурядной уголовщине, но кто сказал, что в deke патриотического возрождения все гладко и однозначно"* (* Земцов Б. Приемный сын. Советский патриот. 1990. № 13.).

Действительно — кто сказал такую глупость? В Жуковском получилось совсем не гладко: музыканты остались живы и невредимы.

Но как видите, война за рок-н-ролл и при перестройке продолжалась с не меньшим ожесточением.


ЗАПОВЕДНИК СВОБОДЫ

К 1986 году рок-движение оказалось единственным самообеспечивающимся заповедником свободы в тоталитарной системе (может быть, наряду с "системой" баптистов- инициативников).

Его можно изобразить в виде концентрических кругов. Внешний — круг "потребителей" рок-культуры — непрерывно расширялся по мере того, как отдельные молодежные компании получали через какого- нибудь "продвинутого" приятеля доступ к записям Майка или Шевчука* (*Ваш покорный слуга в это время преподавал в строительном ПТУ "советское право" ("милые дети, я научу вас, как сесть в тюрьму возможно позже...") и непосредственно наблюдал этот процесс.). Второй, промежуточный круг сегодняшние журналисты назвали бы "тусовкой" — но в подпольные времена слово "тусовщик" не значило ничего хорошего (дешевый, пустой человек, "халява" — в противоположность тем, кто что-то делал, рисковал, брал на себя ответственность). Так что скажем лучше — помощники. А люди, для которых рок-н-ролл стал уже не просто развлечением, но образом жизни — по мере сил они поддерживали его существование, и если хватало фанатизма (авантюризма), пополняли ядро движения. Ядро составляли собственно создатели рок-культуры: музыканты, "писатели" (не члены СП, а те, кто записывал фонограммы на квартирных или незаконно оккупируемых казенных студиях звукозаписи), менеджеры, редакторы независимой прессы. Сплошь и рядом разные функции соединялись в одном лице, так же как в самом роке соединились музыка, театр и поэзия. Яркий пример — рижская группа ЦЕМЕНТ во главе со своим автором, солистом и одновременно президентом первого действительно самоуправляющегося рок-клуба в стране Андреем Яхимовичем. Позже я расскажу о них подробнее, чтобы читатель мог представить себе рок-движение "Live" — его нравы, систему отношений, отличия от нынешней "тусовки".


Предыдущая Следующая