Предыдущая Следующая

Зато считалось приличным называть БИТЛЗ в прессе «навозными жуками».* (* Богословский Н. Из жизни "пчел" и навозных "жуков". Khrep`rspm` газета, 3.03.1964.)

С другой стороны, жизнь первых советских рокеров была проще и естественнее. Если молодые люди хотели послушать музыку, они договаривались с администрацией кафе или просто столовой и скидывались по восемь-десять рублей — собранных денег хватало и на аренду помещения, и на оплату труда музыкантов. Последняя графа не воспринималась как незаконная: если люди в поте лица трудились до трех часов ночи, то почему бы им не заплатить? Иногда концерты устраивали и в институтах: по такой же системе, с танцами.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:

ОТ "ЛЮРСА" ДО "ПАРАДНЯКА"

Кафе-ресторан "Люрс"

Ежедневно, с 11.30 до 3 час. ночи

Наше кабаре

"Живи, пока живется"

Ничего подобного на страницах "Вечерней Москвы" современник БИТЛЗ, конечно, не увидел бы. И беда не в том, что не было "Яра", "Максима" и "Люрса" — беда в том, что не стало стоявшей за этой рекламой культуры.

В незапамятные времена у европейцев сформировалась традиция общедоступных заведений, которые, помимо прямого коммерческого назначения — еда и питье, выполняли еще функции культурных центров и демократических клубов. Там выступали поэты и певцы, происходили дискуссии, составлялись всевозможные литературно-художественные манифесты и создавались группы: многие великие дела начались, как ни странно, именно за ресторанными столиками.

Несмотря на сокрушительный удар, нанесенный по всякой нормальной человеческой жизни отменой НЭПа, такие кафе возродились после войны в облике т.н. "шалманов", где

Последний шарманщик, обломок империи,

Все пылил перед Томкой павлиньими перьями,

Он выламывал, шкура, замашки буржуйские,

То, мол, теплое пиво, то мясо прохладное,

И играла шарманка про сопки манчжурские,

И спала на плече обезьянка прокатная.

Посетители, среди них было много фронтовиков, могли дешево и сравнительно неплохо поесть, послушать песни, выпить, поговорить. В начале 50-х эти рассадники вольнодумства начала пригребать все та же заботливая метла. Отсюда и берет начало тот вид досуга, который считается теперь чуть ли не изначально присущим русской нации:


Предыдущая Следующая