Предыдущая Следующая

Рассуждая крайне строго и принципиально, как говорили в прошлом - "со всей большевистской прямотой", можно сказать, что РОК в его первозданном, истинном виде просуществовал всего одно десятилетие - с 1966 по 1975 год , срок, достаточный для смены поколения. В этот период существовала настоящая рок-культура, совмещающая в себе ряд необходимых элементов, и прежде всего - некий идеализм, выражавшийся в неподдельной преданности неким идеалам, духовным, религиозным, социальным, общечеловеческим. В этот период рок-культура строилась на протесте, конкретном протесте против войны и насилия, против сегрегации, против подавления человеческих прав. Поколение молодежи того времени сейчас кажется гораздо более зрелым и взрослым по сравнению с более инфантильной молодежью последующих поколений. Что касается чисто музыкальных параметров рок-культуры упомянутого десятилетия, то, по моему глубокому убеждению, все главное, что вошло в сокровищницу рок-музыки, возникло именно тогда. Я имею в виду различные стили, новые гармонии, способы аранжировки, имена групп и виртуозов-исполнителей, хиты.

Начиная со второй половины 70-х, для рок-музыки наступили нелегкие времена. Профанация, псевдо-рок, равнодушие новых тинэйджеров, отсутствие новых идей, воспроизведение ставших классическими образцов. Если сейчас спросить любого мало-мальски знающего слушателя, что наиболее значимое было в рок-культуре, то наверняка мы услышим ответ, касающийся музыки периода 1966-1975 годов. Ну, а если задаться вопросом, кто же сейчас, в 90-е годы представляет истинную рок-музыку, то на память придут имена тех же, пока играющих "мастодонтов", или ряда новых групп, имеющих традиционную закваску, таких как "U 2" или "Dire Straits".

Если говорить о чем-то принципиально новом, появившемся в рок- и поп-музыке после 1976 года, то это было связано не столько с развитием прежних музыкальных идей, сколько с внедрением электронной технологии, с воздействием новых общеэстетических концепций и имиджей. Здесь встают перед глазами панки, новые романтики, милитаристско-некрофило-сатанистские образы стадионного рока. Все это постепенно перекочевало со сцены в видеоклипы. Когда во второй половине 70-х годов стало ясно, что прогрессив-рок выходит из коммерческой игры, первым признаком этого было то, что фигура вокалиста полностью оттеснила с поп-сцены образ виртуоза-импровизатора, занимавшего важное место незадолго до этого. Исполнительское мастерство инструменталиста, поднятое так высоко Джими Хендриксом, Эриком Клэптоном, Джеком Брюсом, Джимми Пэйджем, Китом Эмерсоном, Риком Уэйкмэном, Карлом Палмером и многими другими, перестало быть нужным. Узкие рамки четырехминутного сингла и клипа, прочно и надолго навязанные поп-индустрией, не вмещали серьезных инструментальных соло.


Предыдущая Следующая