Предыдущая Следующая

Заключение

В начале 90-х годов в прессе, в высказываниях критиков, поп-бизнесменов и музыкантов можно было встретить прямо поставленный или скрытый вопрос: "А существует ли еще рок, и если существует, то каков он, и есть ли у него будущее?". Вопрос этот, конечно, чисто риторический, хотя бы потому, что у каждого нового поколения, как выяснилось, свой рок. Если заявить очередному тинэйджеру, что его музыка уже давно не рок, а что-то другое, он этого не поймет, вернее, просто вас не услышит. Каждое молодое поколение, очевидно, всегда будет называть этим словом свою музыку, являющуюся наряду с жаргоном, манерой вести себя, одеваться или причесываться, средством самоутверждения в мире взрослых, в мире родителей, более того - средством протеста и противопоставления себя этому миру. В этом смысле рок будет существовать всегда и в любом обществе, будь оно процветающим или нищим, демократическим или тоталитарным. Протестовать ведь можно не только против политиков, богатых и стоящих у власти. Есть еще протест против бездуховности, бескультурья, равнодушия, продажности, обмана. Правда, образцов такого протеста я за последнее время пока не припомню, кроме, может быть, того, что делает международная организация "Green Peace".

Теперь, бросая взгляд на полувековую историю рок-музыки, мы можем отчетливо

осознать роль машины поп-бизнеса в ее судьбе. Любое явление, будь то рок-н-ролл, фолк-рок, хард-рок, соул, фанк или техно-рок, становясь на конвейер хит-парадов, меняло свою суть с вытекающими отсюда последствиями. Финансовый успех лишь поначалу окрыляет рок-музыкантов. Популярность и богатство, в соответствии с Высшими законами, принося счастье, наносят нередко и ущерб. Это происходит в том случае, если артисты не выдерживают испытания славой. Уверенность в себе переходит в самодовольство. Искренность и независимость в творчестве уходят без следа. Профессионализм оборачивается ремесленничеством. Боязнь потерять успех, опуститься ниже достигнутого уровня, становится главным побуждающим мотивом творчества. Чаще всего "звезда" делает не то, что хочет, а то, что от нее требуют законы рынка в лице обычных спонсоров и продюсеров, с которыми подписан контракт. Преуспевание играет злую шутку порой с очень талантливыми людьми, которые, утратив искру Божью, продолжают еще долгое время поддерживать свой успех лишь за счет высокого профессионализма, то есть ремесла. Общий для всех видов творчества, этот закон, в случае с рок- и поп-музыкой, особенно явно и быстро срабатывал в сфере поп-бизнеса, где главным критерием является товарооборот, а значит - максимальная скорость смены моды на песню, исполнителя, группу или целое направление. Рок-группы, волей-неволей попадавшие в хитпарады, вставали перед дилеммой: либо продолжать работать в прежнем ключе, но быстро устареть, либо начать подстраиваться под требования искусственно меняемого спроса, чтобы как можно дольше удержаться на волне коммерческого успеха. Были случаи, когда группы или отдельные исполнители, благодаря своей популярности автоматически делались сказочно богатыми и сразу же возникала пропасть между ними и их почитателями, видевшими в них выразителей своих классовых идеалов. Преуспевание как бы лишало рок-музыкантов возможности быть представителями того молодежного движения, в недрах которого они сформировались. Между поклонниками и их бывшими кумирами возникали конфликты, приводившие к обоюдному разочарованию и ускорению процесса ослабления самих этих движений.


Предыдущая Следующая