Предыдущая Следующая

Эта, достаточно сюрреалистическая, но все более безопасная игра с разваливающейся системой принимала широкий размах. Расширялся и круг простой советской молодежи, считавшей рок неотъемлемой частью своей жизни. Молодежная среда, бывшая еще десять-пятнадцать лет назад гораздо более однородной в социокультурном смысле, в 80-е годы заметно расслоилась в соответствии с происхождением, условиями жизни, возможностями и другими факторами. Музыкальные предпочтения, увлечения тем или иным видом рок- или поп-музыки, джазом, классикой или фольклором стали как бы визитными карточками той

или иной группы молодежи. Возникли даже определенные противоречия, если не антагонизм между разными группами. Так, рабочая и ПТУшная молодежь аутсайдерского психологического типа, склонная к агрессивной эстетике пост-панка и хэвиметала, не могла не ощущать неприязни к различным видам обеспеченной "золотой" молодежи, детишкам из среды партчиновников, сферы торговли и распределения, не поднимавшихся выше сладкого евродиско типа "Модерн Токин". Наиболее одаренная и образованная часть молодого поколения, старшие школьники, студенты, молодые специалисты, интересовавшиеся более сложными и традиционными видами музыки, свысока смотрели на увлечения как тех, так и других. Несмотря на эти разногласия, рок-музыканты, окруженные ореолом мученичества и неподкупности, сделались кумирами, образцом для подражания, окончательно оттеснив Павку Корчагина, Павлика Морозова или героев Аркадия Гайдара.

Предперестроечный рок был явлением довольно многообразным, причем не только в стилистическом отношении, а и соостветственно степени дозволенности, степени риска. Группы, которые пробились на официальную филармоническую эстраду, не изменив своим вкусам и убеждениям, стали профессионалами не только в своем прямом исполнительском деле, но и в умении выживать в условиях контроля, лавировать и уворачиваться. Согласно мизерным ставкам, типа восемь рублей за концерт, и норме не больше тринадцати концертов в месяц, филармонические рок-группы еле сводили концы с концами, но зато они гастролировали по необъятной Советской державе, завоевывая свою аудиторию. Их число сперва было невелико и строго контролировалось Министерством культуры. Они были нужны системе, которая таким образом показывала "западным клеветникам", что у нас все есть, ничто современное нам не чуждо. Этим группам давалась возможность гастролировать по стране, представительствовать на различных официозных фестивалях типа дней дружбы между различными республиками. В качестве подачки, крайне редко их посылали за рубеж, на какой-нибудь международный фестиваль, или допускали к средствам массовой информации - на радио или телевидение, на фирму "Мелодия". Но постепенно число официально работавших групп, все больше отходивших от имиджа и содержания ВИА (типа "Землян" или "Арии"), росло, способствуя расшатыванию норм филармонического контроля.


Предыдущая Следующая