Предыдущая Следующая

тинэйджеров весь багаж, накопленный рок-культурой, отошел в область истории. В лучшем случае к хипповой рок-классике стали относиться как к "adult oriented rock", т.е. ориентированной на взрослых. Таким образом, произошел раскол не только в музыкальном подполье, но и среди самой слушательской аудитории рок-фэнов.

Одним из факторов, сыгравших важную роль в укреплении позиций рок-андеграунда начала 80-х годов, был так называемый "магиздат". Распространение музыкальной информации при помощи копирования с пленки на пленку существовало в СССР и задолго до этого, но в 60-е и 70-е в ходу были лишь громоздкие и несовершенные катушечные магнитофоны, копии были низкокачественными, массовость была невозможна. Широкое внедрение у нас новой техники, кассетных магнитофонов, двухкассетников, плейеров с наушниками, качественных и компактных акустических систем, создало материальную базу для развития целой сети по распространению новых записей как зарубежных, так и отечественных рок-групп. Важной частью этой сети сделались дискотеки, а затем и рок-клубы крупных городов, связанные между собой. Немалую роль в распространении записей советских рок-групп сыграли дельцы теневой экономики, сильно рисковавшие, но имевшие немалые барыши. Магиздат сделал борьбу с рок-подпольем практически неэффективной. Кроме магиздата довольно широко распространилась практика рок-самиздата. Появилось бесчисленное множество самодельных "журналов", то есть сборников статей и интервью, чаще всего отпечатанных на машинке, и иногда размноженных фотоспособом. Художественный, да и информационный уровень таких изданий был, чаще всего, очень низок. Но, несмотря на это, самиздат внес свой важный вклад в саму идею существования рок-подполья.

Учитывая все это, власти вынуждены были сделать ряд уступок, и как бы смириться с возникновением и законным существванием рок-клубов в ряде городов с наиболее развитой молодежной активностью, в Москве, Ленинграде, Свердловске. Официально деятельность рок-клубов координировалась комсомолом или отделами культуры исполкомов, но за всем этим стояли более мощные стражи идеологии, для которых такая форма концентрации значительной части вольнодумствующей молодежи оказалась чрезвычайно удобной для наблюдения и учета ("Социализм - это учет", говаривал В.И.Ленин), а также и для предотвращения недопустимых случаев, к коим относились явные выпады против советской власти, призывы к фашизму и насилию, проявления порнографии, беспорядки на концертах. Это было необходимым условием игры, негласным но понятным. Большую часть рок-групп такие правила, очевидно, устраивали, ведь клубы давали массу преимуществ рок-музыкантам по сравнению с глухим подпольем. Это были как бы узаконенные регулярные концерты, с поездками по стране, помогавшие группам осваивать все необходимые правила поведения на сцене, владения аудиторией, приобретать навыки работы со светом и звуком. Особых доходов такие концерты группам не приносили, так как формально они были отнесены к разряду художественной самодеятельности. Если ОБХСС удавалось "накрыть" коммерческие подпольные концерты, то организаторы попадали за решетку на сроки от 5 до 7 лет... Концерты, проводившиеся рок-клубами, во многом способствовали развитию отечественной рок-музыки, они поддерживали стабильность групп, помогали формированию аудитории поклонников. На мой взгляд, одним из важных последствий этой робкой легализации было то, что хотя бы некоторые представители нашей "идеологической полиции", пускай не самого высшего уровня, увидели, что ничего смертельного, могущего повредить их благополучию, после таких концертов не происходило. Действительно, правила игры, предложенные властями, обоюдно соблюдались. Главное, что в текстах песен даже самых внешне агрессивных групп, не было политической тематики, открытого протеста против тех или иных сторон советской действительности, против войны в Афганистане. Не было призывов бороться с советской властью, отстаивать права политзаключенных, изменить конституцию. Да их и не могло быть, любой такой выпад означал самоубийство. Правда, в некоторых Союзных республиках, главным образом в Прибалтике, рок-группы, поющие на родном языке, все чаще поднимали тему национального самосознания, касаясь


Предыдущая Следующая