Предыдущая Следующая

В 80-е годы рок-музыка в СССР претерпела колоссальные изменения. Сперва произошел заметный взлет активности в рок-андеграунде. Затем, во второй половине 80-х начались послабления, коммерциализация наиболее известных групп и, как следствие -постепенное перерождение отечественной рок-музыки в обычную "попсу". Чтобы понять причины этого процесса, необходимо вкратце припомнить, в каких политических условиях развивался рок-андеграунд в последнее десятилетие Советской власти. Первая, доперестроечная половина 80-х была характерна резким ухудшением жизни внутри страны, а также окончательной потерей ее авторитета на международной арене. Этому способствовали начало непопулярной войны СССР в Афганистане, гонения на польскую "Солидарность", преследования инакомыслящих и многое другое. Начался новый виток "холодной войны", а вместе с ним непосильная для Советов гонка вооружений, борьба с американскими крылатыми ракетами, с космическим проектом СОИ. Смерть Брежнева, а вслед за ним - Андропова и Черненко, стала символом дряхлости всей системы. Конфронтация с Западом, а значит и идеологическая борьба с собственным населением приобрела особый накал, породив в молодежной среде мощный отпор в лице новой контркультуры. Но соотношение сил было уже не то, что прежде. У властей не хватало рук, чтобы уследить за всем нежелательным, приходилось латать расползавшегося по швам ослабевшего монстра. Окрепшее правозащитное движение, поддерживаемое Западом и диссидентской эмиграцией, развал в армии, первые проявления национализма в союзных республиках, пример польской Солидарности, неприкрытый цинизм советских людей по отношению к светлым идеалам, безнаказанность антисоветских анекдотов - вот некоторые приметы времени первой половины 80-х годов. На этом фоне молодежная активность, в том чилсе и музыкальная, получила дополнительные возможности. Все запреты оставались в силе, но контроль уже ослаб, стал формальным, многое проходило безнаказанным, становились реальностью и вынужденные официальные послабления.

Общее недовольство жизнью, даже среди массы простых советских людей, особенно остро ощущалось молодежью. Но формы недовольства, выражаемые в музыке, одежде, образе жизни - стали совсем иными, чем раньше. Изменился сам стиль рок-андеграунда, произошла смена поколений. Вступил в действие возрастной фактор. На место постаревших хиппи, пришли юные панки, металлисты, нью-вэйверы, хип-хоперы. В начале 80-х вместе с внешним имиджем панков к нам перекинулось и само отношение их к музыке, сформулированное Маклареном - "Я ненавижу Pink Floyd". Для нового поколения советских


Предыдущая Следующая