Предыдущая Следующая

Хипповое рок-подполье с его прекрасными традициями самоотверженности, бескорыстия и энтузиазма постепенно перерождалось к концу 70-х. Вслед за Америкой и Европой движение хиппи в СССР тоже сошло на-нет. Менялась мода, менялись времена, хиппи старели, группы распадались. Во второй половине 70-х годов к нам дошла мода на музыку диско . Сперва, как обычно, не разобравшись, наши идеологические церберы набросились на нее как на очередную буржуазную диверсию. Но молодые функционеры из ВЛКСМ все-таки сообразили, что из двух зол надо выбирать меньшее, что диско совсем не так страшно, как рок, начавший к тому времени приобретать зловещие черты панков и хэви-металистов. Более того, диско стало все чаще использоваться как простое средство отвлечения молодежи от рок-культуры. Впервые в советской практике грубое давление, запрет и приказ частично уступили место тонкому лавированию, если не заигрыванию. Это говорило не столько о хитрости, сколько о слабости идеологической машины, все больше терявшей контроль над процессами, происходившими в глубинах нашего общества. Под эгидой горкомов и райкомов ВЛКСМ по всей стране организовывались комсомольско-молодежные дискотеки, где молодежь под надзором «культурно» проводила время. Появилось огромное количество диск-жокеев, людей новой профессии, в обязанности которых первое время входила обязательная просветительская функция, выражавшаяся в

подготовке и чтении мини-лекций о том или ином исполнителе или группе. Для приличия, и для того, чтобы успокоить поколение родителей, как всегда возмущенных новым пагубным увлечением молодежи, пресса иногда поругивала эту западную пошлость, но диско постепенно завоевывало умы простых советских обывателей, рабов телеэкрана, независимо от возраста и социального статуса. Все чаще и чаще пошли по советскому Центральному телевидению показы фрагментов европейских диско-конкурсов под рубрикой «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Вся страна ждала каждый раз этой подачки из Сопота или Сан-Ремо в стиле «спагетти-поп». С разрешения Министерства культуры СССР Госконцерт организовал приезд звезд евродиско - группы «Бонн М». В Москве их концерты проходили в одной из официозных точек, в Государственном центральном концертном зале «Россия». Билеты в кассы практически не поступали, а распределялись по министерствам и ведомствам, так что аудитория состояла из представителей высших номенклатурных слоев, их родственников, друзей и обслуги из сферы торговли, медицины и т.п. Так впервые, казалось бы, вопреки всякой логике, нашли друг друга советский истэблишмент и буржуазная поп-музыка. На самом деле, все встало на свои места - наша официальная элита обнажила свою истинную буржуазность. В конце 70-х, очевидно, под влиянием детанта и Хельсинских соглашений, произошел некоторый прорыв. В СССР начали приезжать на гастроли крупные звезды зарубежной рок-сцены. В 1976 году в Москве прошло выступление Клиффа Ричарда, в 1979 году - Элтона Джона а также Би Би Кинга. В 1980 году в Тбилиси был проведен крупный Всесоюзный фестиваль рок-музыки.


Предыдущая Следующая