Предыдущая Следующая

Многие годы, еще начиная со времени биг-бита, первым признаком, по которому отличали запретное от официального, был язык, на котором пелись песни. Сперва никому в голову не приходило, что рок можно сочинять самим, и уж тем более, петь на русском языке. Музыку своих кумиров обычно пытались "снять" и сыграть один-к-одному, включая и слова, которые часто воспроизводились на слух скорее фонетически, чем смыслово, из-за плохого знания английского. При этом хорошие группы, как правило, не смешивали кумиров. Одни играли только "Black Sabbath", другие только "Deep Purple", третьи"ЕХ.Р.", "Led Zeppelin" и т.д. Когда вспоминаешь, что происходило на подпольных рок-концертах в Москве в 1971-73 годах, в институтах, клубах типа ДК "Энергетик" или Института им.Курчатова, в подвалах типа бывшего бомбоубежища на улице Алабяна, то всплывают в памяти названия таких групп, как "Тролли", "Рубиновая атака", "Оловянные солдатики", "Витязи", "Второе дыхание", "Цветы", "Удачное приобретение", "Араке", "Високосное лето" и многие другие. Но рок-музыка на Западе не стояла на месте, она развивалась и усложнялась. Имитировать лучшие западные образцы становилось гораздо труднее, чем во времена биг-бита. Поэтому постепенно, к середине 70-х, общий технический и профессиональный уровень многих отечественных рок-музыкантов начал заметно повышаться. Появилось немало великолепных виртуозов-инструменталистов, самостоятельно освоивших технику игры Эрика Клэптона, Джими Хендрикса, Кита Эмерсона. Это гитаристы Игорь Дегтярюк, Иван Смирнов, Алексей Белов (Вайт), Валерий Гаина, Сергей Дюжиков, клавишники Игорь Саульский и Вячеслав Горский, бас-гитаристы Николай Ширяев и Александр Богдановский, барабанщики Юрий Фокин, Максим Капитановский, Владимир Заседателев. Выявились и замечательные вокалисты, поющие на хорошем английском - Александр Лерман, Мехрдад Бади, Александр

Лосев, Леонид Бергер. Да и совместная игра в группе требовала уже иных навыков, пришлось осваивать нотную грамоту, буквенные обозначения в гармонии, азы оркестровки. Появились группы, которые стали исполнять свои собственные песни на русском языке, но сделанные так, что по смыслу текстов и по манере исполнения никто бы не обвинил их к причастности к ВИА. Одной из первых таких групп стала "Машина времени" с Андреем Макаревичем во главе, ну и, конечно "Скоморохи" Александра Градского. Определенная часть рок-аудитории поначалу не принимала это новшество, желая слушать лишь "фирму". Но тенденция рок-русификации была непреодолима. Со временем групп, поющих на русском, становилось все больше, а на английском - все меньше, так что к началу 80-х практически вся советская рок-музыка стала русскоязычной. Это объясняется несколькими причинами. Первая состояла в крайне низком уровне знания английского языка в нашей стране. Вторая в том, что это был язык идеологического противника, и петь на нем было так же нежелательно, как на немецком в 1942 году. Ну и, наконец, постепенно как у самих музыкантов, так и у их поклонников возросла потребность в более близком и понятном содержании. Да это и естественно, ведь писать песни на английском языке, на уровне таких авторов, как Леннон и Маккартни, Боб Дилан или Фил Коллинз - дело непростое, так же как создать композицию, не уступающую по сложности музыке "Pink Floyd", "King Crimson" или "E.L.P." К тому же, для создания концептуальных пьес в стиле арт-рок или классик-рок, помимо высокой общей культуры музыкантов, требовалось наличие новейшей по тем временам электронной техники, и в первую очередь - только начавших появляться на Западе синтезаторов. О них наши рок-музыканты не могли и мечтать, в лучшем случае для самодеятельности покупался электромузыкальный инструмент ЭМИ "Юность" муромской фабрики. Может быть, именно по этой причине в нашей рок-культуре 70-х преобладали те направления, где использовались главным образом гитары и гораздо меньше - клавишные, -то есть фолк-рок, хард-рок, рок-н-ролл, кантри-рок. Что касается таких "черных" направлений, как блюз-рок или фанки, то они практически не прижились в СССР, очевидно, по причинам расового или этнического порядка, и этот вопрос требует специального социокультурного исследования. Арт-рок, классик-рок, джаз-рок и фьюжн по-настоящему развились у нас позднее, в конце 70-х и в 80-е годы, когда небольшая часть наиболее профессиональных групп пробилась на официальную филармоническую сцену. Здесь пионерами были такие коллективы как "Арсенал", "Радар", "Гюнеш", "Магнетик Бэнд", "Махавок", "Автограф", "Диалог", "Водограй". Тогда в стране и образовался "черный рынок" электронных инструментов и аппаратуры, снабжавший профессионалов нового типа. Это способствовало достижению некоторыми отечественными группами настоящего сценического "саунда", приближенного к "фирменному".


Предыдущая Следующая