Предыдущая Следующая

Одна из сфер советской культурной жизни - так называемая "художественная самодеятельность " - стала надежным приютом для многих подпольных рок-групп на многие годы. Согласно лозунгу «Культуру - в массы» в СССР существовала гигантская сеть кружковой работы под крылом ЦК Профсоюзов. Ежегодно по стране отпускались огромные средства на содержание художественной самодеятельности: на постройку дворцов культуры, приобретение оборудования, инструментов и аппаратуры, оплату педагогов, устройство смотров и конкурсов, где различные предприятия, а иногда и целые профсоюзы соревновались между собой за различные вымпелы и переходящие красные знамена. Кружки существовали везде - в школах, техникумах и институтах, при проектных организациях, фабриках, заводах, ЖЭКах, где угодно. Именно в этой среде, мимикрируя под невинные любительские ВИА, приспособились многочисленные бит-группы. Смешавшись с кружками бального танца и вязания, духовыми оркестрами и народными хорами, они терпеливо платили дань своим «хозяевам», выступая на отчетных и торжественных вечерах, 7-го ноября, 23-го февраля, 8-го марта или 1-го мая, со стерильной, утвержденной прфсоюзным худсоветом программой. Зато все остальное время можно было использовать по собственному усмотрению, постоянно репетируя и пытаясь выступать на стороне, на подпольных рок-концертах, не без риска быть выгнанными за это с теплого местечка.

Теперь мысленно вернемся назад и рассмотрим по порядку, какие изменения претерпел советский рок-андеграунд на протяжении почти тридцати лет, какова была его эволюция в связи с появлением новых направлений в рок-музыке, новых форм молодежного движения, в связи с изменениями политической обстановки в стране. "Взрыв" рок-н-ролла в Америке, а

затем и в Европе произошел в самом начале 50-х, во время жесточайшей конфронтации между СССР и США. Еще был жив Сталин, методы борьбы с инакомыслием были отработаны до совершенства. В сознание советского народа уже была вбита идея о новом враге - американском империализме. Эффективно работала развернутая кампания борьбы с космополитизмом. Так называемое "преклонение перед Западом" считалось преступным и было наказуемо при помощи особой статьи "ПЗ". Открыто проявлять интерес ко всему западному - к музыке, литературе, живописи, моде - было небезопасно и чрезвычайно сложно, так как все пути попадания информации в Союз из-за рубежа были надежно перекрыты. И, тем не менее, в этих условиях существовала узкая группа молодежи, поклонявшаяся всему американскому, и прежде всего - джазу. Эти отчаянные молодые люди практически переняли имидж героев американских фильмов, которые широко демонстрировались в СССР с 1945 по 1947-й год. В Москве они собирались на "Бродвее"(часть улицы Горького), сидели в коктейль-холле, танцевали на подпольных, то есть тщательно скрываемых вечеринках под джаз 30-х - 40-х годов. Одевались и танцевали "стильно", за что и получили презрительную кличку "стиляги", с легкой руки фельетониста журнала "Крокодил" товарища Беляева. Ни о каком рок-н-ролле первые стиляги не слыхали, а доморощенные "стильные" танцы "атомный", "канадский" или "тройной Гамбургский" напоминали скорее довоенный джиттербаг или линди-хоп. Рок-н-ролл дошел до советской молодежи лишь в годы "хрущевской оттепели", начиная с 1957 года, с Московского фестиваля молодежи и студентов. Тогда москвичи впервые увидели представителей современной им западной молодежи. Они были одеты в джинсы, были иначе подстрижены и по-новому танцевали. Это и был рок-н-ролл. Первое время рок-н-ролл был уделом лишь "золотой" московской молодежи, он был доступен детям высокопоставленной советской элиты, получавшим пластинки и джинсы через своих родителей. Довольно быстро новое веяние распространилось в простые массы, в крупные города СССР, а затем охватило и провинцию. В нашей стране, правда с некоторым опозданием, рок-н-ролл постигла та же печальная участь, что и на Западе - он в начале 60-х был полностью подменен твистом. В советской культуре твист прижился надежно и надолго, как родной. Все популярные песни, начиная с "Песни о Москве" и "Черного кота", популярные кино-комедии тех лет типа "Кавказской пленницы" или "Операции Ы" базировались на ритмах твиста. "Дезодорант от пота рок-н-ролла" сработал и в советском обществе, здесь наши идеологи не промахнулись.


Предыдущая Следующая