Предыдущая Следующая

& & & & &

Подполье, не говоря уже о тюремном заключении, переносится музыкантами гораздо

тяжелее, чем, скажем, художниками или писателями, которые могут творить где угодно, даже в зоне, и примеров тому немало. Один из наиболее ярких - это Даниил Андреев и его книга "Роза Мира", написанная в условиях сталинского застенка. Музыкантам же для осуществления простой репетиции необходимо довольно много: изолированное помещение, электричество, аппаратура, инструменты. Что касается другой стороны творчества -реализации художественного продукта, то и здесь подпольным музыкантам сложнее. Готовую рукопись или картину можно было хранить до лучших времен, а то и переправить на Запад, если не страшно. Для исполнителей их основной продукт мимолетен - это живая музыка для слушающих тебя людей, здесь все зависит от контакта, взаимодействия с публикой. Нет концертов - нет и музыки. Что касается фиксации исполнительства на материальные носители - пленки и пластинки, то с этим в советские времена вопрос был решен однозначно и жестко. На ГДРЗ (Государственный Дом Радиовещания и Звукозаписи) и на студию единственной на весь СССР фирмы "Мелодия" попасть могли только официально признанные коллективы, исполнители, артисты. Да и они годами ожидали возможности записаться. Власти делали тогда все возможное, чтобы не допустить любого проявления рок-культуры в сфере профессиональной деятельности. Телевидение и радио, граммзапись и филармонические концерты - все эти сферы были долгое время полностью недоступны для рок-групп, вместо которых, к концу 60-х годов, на официальной поверхности сформировался некий суррогат - так называемые ВИА. Это были эстрадные ансамбли, по составу инструментов напоминавшие рок-группу ("ритм-гитара", "лидер-гитара", бас-гитара и ударные), но исполнявшие песни советских композиторов, то есть -членов Союза композиторов СССР. Их деятельность, репертуар, поведение на сцене и все прочее - строго контролировались идеологическими подразделениями ЦК КПСС, Министерствами культуры СССР и республик, отделами культуры облисполкомов, обкомами и райкомами КПСС, при помощи различных худсоветов, реперткомов, комиссий и коллегий. Гонение на рок, тем не менее, имело и свои положительные стороны, согласно законам диалектики. Оно породило такое явление, как советский рок-андеграунд, объединив и активизировав нон-конформистскую часть молодежи. Для многих рок-музыкантов запрет явился колоссальным дополнительным стимулом, придав всей их жизни налет романтики риска, сознание безнадежности, неподкупности и чувство свободы. Для простых же любителей рок стал опознавательным знаком, позволявшим находить "своих".


Предыдущая Следующая