Предыдущая Следующая

Дилан, Африка Бамбаата. Средства от реализации сингла и видеоклипа "Sun City" пошли на помощь политическим заключенным и их семьям в ЮАР. В тексте песни однозначно критикуется вялая политика администрации Рейгана в отношении давления на ЮАР по вопросам апартеида. Этот клип так же, как и фрагменты концерта в честь 70-летия Нелсона Манделы, прошедшего на Уэмбли в июне 1988 года, советский телезритель мог видеть по нашему телевидению и убедиться, насколько искренне и сознательно участвует современная рок-аудитория в подобных мероприятиях. Все эти факты достаточно красноречиво говорят о том, что рок-музыка 80-х явилась не только зеркалом, в котором отражаются все наболевшие проблемы общества, не только мощным средством по выкачиванию денег из населения, но иногда и действенной, прогрессивной силой, противостоящей безумным политиканам, военщине и бюрократии.

Глава 11 Рок в СССР

В заключение, нельзя не оставить без внимания то, как развивалась рок-музыка в Советском Союзе. Сама по себе эта тема настолько интересна и обширна, что требует специального исследования и издания отдельной книги. Но в поздние годы перестройки уже было издано несколько книг по истории советской рок-музыки - в частности: Артем Троицкий "Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е,..."(Москва, "Искусство" 1991.)или Евгений Федоров "Рок в нескольких лицах" (Москва. "Молодая гвардия" 1989). Поэтому я попытаюсь сделать здесь лишь беглый анализ того, что происходило с этим видом музыкальной культуры в нашей стране. В данной главе, по ряду понятных причин этического свойства, мне лучше избегать оценок деятельности тех или иных наших исполнителей и коллективов. Но если такое и произойдет, то я не претендую на объективность. Кроме того, в рамках одной главы нет никакой возможности перечислять все персоны и названия групп, относящиеся к тем или иным периодам времени или городам, ограничиваясь лишь некоторыми, наиболее типичными. Главная задача, разобраться в том, как врастала в советскую действительность и трансформировалась в ней пришедшая к нам с Запада рок-культура.

Для начала хотелось бы напомнить читателю, что вся история мировой музыкальной культуры - это постоянный процесс "прививки", когда что-то новое, возникшее в одной стране и характерное сперва лишь для одного народа, постепенно приспосабливается, осваивается и переосмысливается в других странах. Так было с итальянской оперой, французским балетом, немецкой симфонической музыкой, австрийской опереттой, американским джазом, распространявшимися по земному шару. Рок-музыка - лишь последний пример в этом ряду. Она прошла адаптацию во всем мире уже на глазах нынешнего поколения, и мы видели, что с ней боролись не только в Советском Союзе. Анализ истории культуры показывает, что любой процесс культурной "прививки" проходил отнюдь не безболезненно и не равномерно. В целом ряде стран освоение новых музыкальных явлений натыкалось на серьезные препятствия, связанные с религиозной нетерпимостью или с необычайной устойчивостью, если не консерватизмом национальных традиций. Примером может служить отношение мусульманского мира ко всему западному, христианскому искусству. Следует отметить постоянную изолированность буддистских регионов, оторванность экономически отсталых стран. Возьмем для примера джаз - музыку 20-го века, распространению которой способствовали уже такие современные средства, как граммзапись, радио, кино и позднее - телевидение. Франция была первой европейской страной, принявшей ранние негритянские джаз-бэнды, став "окном в Европу" для американского джаза. Прошли десятилетия, во время которых в Париже постоянно работали выдающиеся американские джазмены, такие как Чарли Паркер, Декстер Гордон, Бад Пауэлл, Майлз Дэйвис, но Франция так и не стала джазовой страной, джаз не стал в ней массовым, не растворился в ее традиционном шансоне, оставшись каплей масла в воде. Зато как пример


Предыдущая Следующая